11.3
ФИДЕРНЫЕ ЛИНИИ.
Только в переносных
малогабаритных радиостанциях возможно непосредственное подключение антенны к
приемо-передатчику, во всех остальных случаях между антенной и приемо-передатчиком
необходимо включить фидерную линию, которая должна служить для передачи
высокочастотной энергии с минимальными потерями и без паразитного излучения.
Применяемые в радиотехнике
фидеры с электрической точки зрения являются длинными линиями.
Длинными линиями принято
называть электрические линии, длина которых соизмерима с длиной
распространяющихся вдоль них волн.Они могут быть длиной в несколько десятков
сантиметров, а в некоторых случаях их длина может измеряться десятками метров.
Важнейшим электрическим
параметром линии является ее комплексное сопротивление Z. Волновое
сопротивление линии в режиме бегущей волны имеет чисто активный характер и
обозначается р (ро). Линию можно представить в виде соединения
индуктивностей и емкостей, распределенных по ее длине (рис. 11.4).
Индуктивность L и емкость
С, приходящиеся на единицу длины линии, называются погонными индуктивностями и
емкостями. Разбив условно всю линию на элементарные единичные участки, можно
изобразить эквивалентную электрическую схему длинной линии в виде
представленном на рис. 11.4.
Волновое сопротивление в
основном зависит от поперечных размеров линии и вида применяемого диэлектрика
между проводниками линии. Обычно встречаются волновые сопротивления от 30 до
600 Ом.
Высокочастотные линии,
имеющие волновое сопротивление от 30 до 300 Ом, изготовляются промышленностью в
виде ленточных и коаксиальных кабелей (рис. 11.5 и рис. 11.6). Волновое
сопротивление коаксиального кабеля можно определить по формуле:
Линия, нагруженная на
активное сопротивление. Если линия нагружена на активное сопротивление, то известная доля
энергии всегда поглощается в нем, и вдоль линии происходит перенос энергии.
Если сопротивление нагрузки
отличается от волнового
сопротивления линии, то часть энергии падающей волны отражается обратно к
источнику. При этом в линии возникают стоячие волны которые характеризуют
потери в линии, и только часть энергии источника, выделяемая в сопротивлении
нагрузки, является полезной. Конечная цель согласованной нагрузки - создать в
линии бегущую волну, т.е. передать всю энергию источника в нагрузку, которой
является антенна. Входное сопротивление линии может иметь активную и реактивную
составляющие. Придавая различное значение величине Rн, можно легко построить
картину распределения напряжения и тока в линии (рис. 11.8). При замыкании
линии накоротко (рис. 11.8, а), где Rн = 0, коэффициент отражения равен
максимуму и в линии образуются только стоячие волны. С увеличением
сопротивления нагрузки до Rн = р, где р - волновое сопротивление
линии, коэффициент отражения будет равен нулю, в линии установится только
бегущая волна и вся энергия источника передается в нагрузку (антенну) рис.
11.8,6. Таким образом, условие согласования линии с нагрузкой состоит в том,
что последняя должна иметь чисто активный характер и быть равной волновому
сопротивлению линии. На рис. 11.8,в. рассмотрен вариант, когда нагрузка Rн=оо,
т.е. отключена, и в линии образуются стоячие волны, как и в случае рис.
11.8,а., только фаза отраженной волны изменилась на 180° В результате максимумы
и минимумы стоячих волн поменяются местами. На практике степень согласования
фидерной линии с нагрузкой определяется с помощью измерительных приборов,
которые будут рассмотрены в отдельной главе. Существуют два варианта измерений.
В промышленности принято измерять коэффициент бегущей волны (КБВ ), а в
любительской практике измеряют коэффициент стоячей волны (КСВ). В первом случае
градация прибора от 0 до 1, где единице соответствует наилучшее согласование
линии с нагрузкой, т.е. в линии образуется бегущая волна, а нулевое значение
указывает максимальное значение стоячей волны. При пользовании любительским
методом измерения КСВ прибор градуируется от 0 до 10 и после вычисления, о
котором будет рассказано в описании КСВ-метра, показание, равное нулевому
значению отраженной волны, соответствует наилучшему согласованию линии с
нагрузкой.